Резьба по дереву
Декоративная
резьба по дереву — традиционный вид
художественного творчества мужчин,
наносивших орнаменты на фронтоны изб,
пари — свадебные сундуки, долбившиеся
из толстых липовых брёвен, наличники,
ткацкие станы, прялки и др. утварь.
Народные традиции резьбы по дереву
отразились в творчестве мордовского
скульптора С.Д. Нефедова — Эрьзя (1876—
1959). Украшались орнаментом предметы,
окружавшие человека в его повседневной
жизни. Расположение узоров, их сюжеты
обычно канонизировались, мало подвергались
изменениям. Важно
отметить тот факт, что в резьбе по дереву
достаточно четко просматривались
традиции соседствующих в Мордовии
этносов, и в то же время заметны и
некоторые внутриэтнические
(мокшанско-эрзянские) различия.
Своеобразие
домовой резьбы у мордвы, связано с
конструктивными особенностями жилища.
Декор так называемой самцовой конструкции
избы, широко бытовавшей в начале XX в.,
был предельно лаконичен. Доски, украшенные
резьбой, выполняли утилитарные функции,
они служили для защиты выступающих
торцов кровельных слег, предохраняя их
от дождя и снега. В конструкцию крыши
вводились доски причелины, крылья,
подкрылки, украшенные резьбой. Для этой
же цели к торцам верхних повальных
бревен прикреплялись короткие
доски-«полотенца», малые подкрылки. В
мокшанском с. Анаеве бывшего Спасского
уезда отмечен флейгер — местное название
резной доски в верхнем углу фронтона,
как бы соединяющей противоположные
скаты крыши. Иногда центральной формой,
словно венчающей флейгер, служит
стилизованное изображение человеческой
фигуры, что несет следы глубокой
древности, говорит о далеком прошлом
языческой мордвы.
В
орнаменте домовой резьбы прошлого
столетия преобладали бордюры из
треугольников, зигзагов, ромбов и других
простейших элементов. Розетка из ромбов,
круги с радикально расходящимися лучами
оформляли центр фронтона избы или входы.
Большинство узоров долбленые, края
досок профилированы.
В
присурских и приалатырских селениях
Мордовии, особенно в селениях современных
Ардатовского, Дубенского и
Большеберезниковского районов,
распространилась глухая резьба
(корабельная резь). Высокий художественный
уровень ее определялся непосредственным
влиянием декоративной резьбы волжских
судов и отражал в целом художественную
культуру края. Среди
артелей плотников, строивших суда, были
и мордовские. Одну из таких артелей,
например, возглавлял Дергачев из
эрзянского села Поводимова. Артели
плотничьего дела работали по деревням
в свободное от судостроения время,
строили крестьянские избы, переносили
корабельную резьбу на оформление домов.
Но пришло время, когда на Волге, как и
на других судоходных реках, старинные
расшивы, мокшаны, коновязи, суряки,
украшенные богатой резьбой, были
вытеснены паровыми судами. Оставшись
не у дел, корабельные резчики уходили
в деревни, расположенные вблизи рек,
распространяя там искусство резьбы по
дереву.
В
глухой домовой резьбе преобладал
растительный орнамент. Располагал его
мастер-резчик в основном на лобовых
досках, на границе фронтона и сруба и
на досках фронтона. Главным элементом
была стилизованная ветвь, плавно
изгибающаяся. От нее в обе стороны
отходили овальные завитки. На конце
ветви и в завитках с листьями вырезали
цветок или плод, виноградную кисть. Это
были мотивы, характерные для русской
глухой резьбы в Нижегородском крае. На
ставнях дома чаще всего помещалось
стилизованное изображение вазы со
стилизованными же цветами (с. Поводимово).
Изредка в растительный орнамент
вплетались фигуры птиц, животных и
вырезались год постройки, инициалы
хозяина или мастера, выполнившего резной
узор дома. Глухая
резьба по сравнению с трехгранно-выемчатой
требовала больше труда и больше ценилась.
Поскольку она была довольно дорогой,
то ею украшали свои дома зажиточные
крестьяне. Основная же масса населения
края использовала в украшении дома
несложные геометрические узоры
трехгранно-выемчатой резьбы, которая
бытовала на крестьянской утвари. С конца
XIX века в резном уборе дома появились
пропильные украшения с детализированным
рисунком, нашитом на доску. Характер
орнамента здесь часто зависел от свойств
дерева и еще больше от инструмента.
Технология пропильной резьбы позволяла
создавать криволинейные узоры.
Говоря
о внутриэтнических различиях в символике
резьбы на предметах быта, необходимо
отметить бытовавшие в эрзянских селениях
и сохранившиеся в музейных коллекциях
резные «пари», подвергавшиеся наибольшей
художественной обработке. Парь—долбленая
кадушка с крышкой высотой 60—90 сантиметров,
диаметром 40—70 сантиметров — использовалась
достаточно широко, в частности для
хранения приданого невесты. Орнамент
«паря» состоял из изображения гребней,
антропоморфных фигур, старинных
мордовских украшений, чаще всего сюлгамов
(застежек). Выполнялись узоры ножом,
набором прямых и полукруглых стамесок
и контурной резьбой. Технические приемы
на «парях» свидетельствуют о высоком
мастерстве и таланте резчиков.
Традиционная
духовная и бытовая культура мордвы, ее
народное искусство развивались в тесном
взаимодействии с русской культурой под
воздействием ее традиций и художественных
достижений.
Источники:
Мордва.
Очерки по истории, этнографии и культуре
мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П.
Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др.
– Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с. |