Праздники
Праздники
совершались прежде всего для того, чтобы
повлиять на природу, обеспечить хороший
урожай, приплод скота, достаток и
благополучие семьи.
Михайлов день
Престольный
(наиболее чтимый) праздник в Паёво -
Михайлов день (Архангел Михаил). Он
отмечается 21 ноября.
Михаил в глазах народа — победитель
супостатов, избавитель от всех бед
и скорбей. Это большой православный
праздник, веселый и светлый.
Михаил-архангел считается не менее
грозным для всякой нечести-нежити, чем
Илья-пророк. Над всеми чинами ангельскими
главным поставлен Господом Богом
Архистратиг Михаил. Он верный служитель
Божий, совершивший множество подвигов
во славу Господа. С древних времен Михаил
известен своими чудесами. Это особо
чтимый на Руси святой. В честь его
построено много монастырей, соборных,
дворцовых, посадских храмов. На иконах
он изображается попирающим ногами
дьявола, в левой руке он держит
зеленую финиковую ветвь, а правой —
копье с белой хоругвью (иногда
пламенный меч), на которой начертан
червленый крест.
Многолетние наблюдения за погодой в этот день носят противоречивые результаты. Дню свойственны: Михайловские грязи, Михайловские оттепели, Михайловские заморозки. Каждый год по-разному. В народе говорят: «Кузьма (14 ноября) закует, а Михайло раскует». «Михайло мосты мостит», «Коли на Михайлов день утро с инеем — ожидай больших снегов; с туманами — быть оттепели». Михайлов день считается рубежной датой. С этого дня «зима встает на ноги». «Со дня Михаила Архангела зима морозы кует». «Каков Михаил, таков и Николай зимний».
Рождество
(Роштува)
В
первый день Нового года совершали то,
что должно было иметь воздействие на
весь последующий период: сытная еда с
набором ритуальных блюд (каша, хлеб,
пироги). Вера в магию первого дня
проявлялась и в представлениях о том,
что первый посетитель или первое
встреченное в этот день лицо приносит
счастье или несчастье. Накануне
Рождества проводили колядование. В этот
день у мордовского народа назывался
калядань ши – день коляды. Он
олицетворял рождение солнца, сулил
изобилие в предстоящем году. Днем дети,
а вечером молодые парни и девушки ходили
по домам и исполняли песни, в которых
желали хозяевам благополучия и хорошего
урожая. Колядовавшим пекли специальные
пирожки калядань прякат с
различной начинкой: картошкой, горохом,
капустой, калиной. Во
время Рождества пелись рождественские
песни, в которых славили рождение Христа.
Причем, если колядки исполнялись, как
правило, в сенях или под окном, то
рождественские песни – обязательно
дома. Славильщикам давали деньги,
конфеты, а не пироги и хлеб, как накануне.
Во
время Масленицы молодежь катались на
лошадях, пела, плясала. Молодые женщины,
вышедшие замуж за последний год –
одирьват угощали молодых парней
блинами. За это парни катали их на
салазках. Молодожены на Масленицу
обязательно ходили к родственникам в
гости, т.е. этот праздник был
своеобразным этапом приобщения вновь
созданной семьи к родственному коллективу. Троица
Все
жители села с песнями под гармонь
ходили в лес за ветками берез. В
лесу пели песни, плясали. Зеленью и
цветами во время праздника украшали
дома и улицы. Девушки во время
праздника ходили на гуляния в венках
из листьев, цветов. Чем больше цветков,
тем красивее венок. Центральным предметом
Троицы была украшенная березка. По
обычаю, на праздник срубали молодые
березки, девушки украшали их
разноцветными ленточками, потом
кидали в реку. Если унесет течением
- быть супружескому счастью. Снаружи окна изб украшались кленовыми ветками, а в помещение
на пол устилали свежескошенную траву.
|