Мордовское
язычество
Дохристианская
религия мордвы была политеистической.
Пантеон мордовских богов весьма обширен:
по существу, нельзя назвать ни одной
сферы природы,
которая не обожествлялась бы мордвой.
То же самое можно сказать и о поселениях,
жилищах,
хозяйственных сооружениях, пасеках,
колодцах — все
они, как правило, по представлениям
мордвы, имели своих духов-покровителей.
По этой причине
подсчитать точное количество мордовских
божеств едва ли возможно. Иногда говорят,
что их было 77. Но это не столько точное
число, сколько указание на их множество.
При знакомстве с
религиозными верованиями мордвы
обращает на себя внимание преобладающая
роль в них женских божеств: леса — Вирява
(вирь — лес,
ава — женщина,
мать), земли — Модава
или Масторава
(мода, мастор — земля,
ава — женщина,
мать), воды — Ведява
(ведь — вода),
ветра—
Вармава (варма
— ветер),
огня—Толава
(тол — огонь),
солнца — Чиава
или Шиава
(эрз. чи,
мокш. ши
— солнце),
луны — Ковава
(ков — луна),
дома — Кудава
(кудо — дом)
и т. п.
Наряду с божествами
в образе женщин встречаются
божества и в образе мужчин, например,
Вирятя (вирь—
лес, атя
— старик),
Модатя (мода—
земля, атя
— старик),
Варматя (варма
— ветер,
атя —старик), Толатя
(тол — огонь,
атя— старик),
Кудатя (кудо—
дом, атя
— старик) и
др., считавшиеся
мужьями женских божеств.
Наблюдается и еще
одна особенность. Все перечисленные
и им подобные божества-мужчины играют
менее важную роль, чем их жены. Например,
в различных молитвах, рассказах, сказках,
песнях главную роль играют, как правило,
женские божества, а мужские либо
упоминаются вскользь,
либо вообще не упоминаются, а лишь
подразумеваются.
Следует заметить,
что теонимы (имена) указанных
мордовских божеств во многом совпадают
с теонимами
марийских божеств (сравните: морд. Ведява
— мар. Вюдява,
морд. Модава
— мар.
Мланд-ава,
морд. Толава
— мар. Ту
лава, морд.
Кудава —
мар. Кудава,
морд. Норовава
— божество
поля, мар. Нурава
и т. д.). Сходство
это не случайно. Оно, скорее
всего, говорит о том, что отмеченные и
им подобные
божества создавались в ту отдаленную
эпоху, когда
предки мордвы и марийцев составляли
единую прамордовско-прамарийскую
этническую общность. Ее существование
можно отнести к I
тысячелетию
до нашей эры. Обособившись, древнемордовские
и древнемарийские племена стали
создавать новые формы религиозных
верований,
генетически уже не родственных, хотя и
близких в историко-стадиальном плане.
Наши предки полагали,
что божества могут быть как добрыми,
так и злыми, если вовремя не умилостивить
их. Они, естественно, хотели, чтобы
божества были благодетельными,
содействовали их жизнедеятельности.
С этой целью в честь божеств на
предполагаемых местах их обитания, т.
е. в лесах,
на полях, у рек и родников, озер, в жилищах,
дворах, банях,
на пасеках устраивались моляны
(озкст), на
которых совершались те или иные
жертвоприношения, воздавались молитвы.
Мордва
создала и своего верховного бога,
которого
именовали Шкай
или
Нишке
(от
ине
—
великий,
Шкай
— бог). Теоним
Шкай этимологически восходит
к общемордовскому глаголу шкамс
— создать
(сравните с выражениями «шкамс-шрямс»
(создать,
вскормить, воспитать), «шкинекай-тринекай»
(создатель,
кормилец, воспитатель). Кроме теонима
Нишке,
мордва-эрзя
верховного бога называла
также Нишкепаз
(паз —
бог), Верепаз
(вере — верх,
верхний), а мордва-мокша — Шкай,
Вярде Шкай
(вярде — верх,
верхний), Оцю
Шкай, Оцю Шкайбас
(от оцю+шкай+бас) или
Шкабавас.
Прототипом
или прообразом верховного бога у мордвы
явились,
видимо, ее земные правители, которые
эрзянами
назывались инязорами
(от
ине
—
великий, азор
—
хозяин, владыка), а мокшанами — оцязорами
(от
оцю
— большой,
великий, азор
—
хозяин, владыка).
Правители эти возглавили мордовское
общество
в связи с переходом его от доклассового
состояния
в классовое. |