Мордва - угро-финская народность,
обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой.
Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую
и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Название
"мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в
древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек",
"мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они
пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша.
Основные сведения
Этнические
и этнографические группы.
Мордва относится к так называемым
бинарным этносам – народ состоит из
двух основных этнических групп, говорящих
на близких, но по лингвистической
классификации разных языках. Мордва-мокша
проживает в основном в западных и южных
районах республики, мордва-эрзя – в
восточных и северо-восточных. Кроме
того выделяется еще три этнических
группы мордовского этноса – шокша, или
теньгушеевская мордва, каратаи и
терюхане.
Язык.
Эрзянский язык включает в себя пять
диалектов, мокшанский – три, на основе
этих диалектов были созданы мокшанский
и эрзянский литературные языки. В
Республике Мордовия эрзянский, мокшанский
и русский языки являются равноправными
государственными языками, на эрзянском
и мокшанском языках издается обширная
литература, в том числе и учебная,
периодическая печать, ведутся передачи
на радио и телевидении. Для значительной
части мордвы, особенно проживающей за
пределами Республики Мордовия, родным
является русский язык.
Писменность.
Письменность
языков мордвы создавалась
на основе русской графики, первые ее
памятники датируются 17-18 вв.
Религия.
Православие: Почти все верующие у мордвы
– православные. Крещение ее началось
в процессе вхождения в состав Русского
государства и завершилось в основном
к середине 18 века. Однако до сих пор
бытуют также религиозные верования и
представления, восходящие к дохристианскому
периоду.
Хозяйство.
Ведущую роль в традиционном хозяйстве
мордвы издавна играло пашенное земледелие,
основными полевыми культурами были
ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен,
выращивались также огородные культуры.
Со 2-й половины 19 в. стал распространяться
картофель. На втором месте по значимости
находилось животноводство – разведение
крупного и мелкого рогатого скота,
лошадей, свиней, домашней птицы.
Значительную роль играли подсобные
занятия, связанные с использованием
лесов и водоемов – охота (у средневековой
мордвы беличьи шкурки выступали в
качестве менового эквивалента),
рыболовство, бортничество. Из ремесел
особое значение имели железоделательное
и кузнечное, важны были прядение и
ткачество, керамическое производство,
деревообработка, углежжение, смолокурение
и др.
Традиционная
одежда.
Костюм мордвы самобытен и красочен. При
значительном сходстве выделяются
мокшанский и эрзянский комплексы одежды,
внутри которых существуют свои различия.
В состав женской одежды входила рубаха,
которую носили с поясом, а у эрзи со
сложным набедренным украшением (пулай,
пулагай, пулакш), который девушка надевала
в первый раз в день совершеннолетия. На
вороте находилось специальное
украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо).
Обильны были другие украшения – сложные
нагрудники из бисера, шерстяных кисточек,
монет, бусы, серьги, браслеты, кольца.
Эрзянки носили высокие головные уборы
с длинной, спускавшейся на спину
украшенной лопастью из холста, мокшанки
– двурогие головные уборы и тюрбанообразные
повязки. Женщины носили остроносые
кожаные сапожки со сборками, украшенные
красным сафьяном, повседневной обувью
были лапти. Мокшанки носили вязаные
наколенники.
Традиционные
поселения и жилища.
Поселения мордвы разнообразны. Уже в
русских летописях говорится о селах,
погостах, зимницах и твердях
(городищах-убежищах), с конца 13-начала
14 в. появляются города. Для северных
районов проживания мордвы был характерен
гнездовой тип расселения, при котором
деревни располагались группами.
Планировка поселений была разнообразна
– беспорядочная, круговая, рядовая,
радиальная и уличная. Различны были
размеры поселений – от 150-300 дворов в
лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных
районах. Постройки в основном были
срубной конструкции, предпочтение при
строительстве отдавалось сосне. Основным
кровельным материалом на юге была
солома, в северных районах использовался
тес. Жилище было либо двухраздельным -
жилая часть и сени, либо трехраздельным,
когда эти два помещения дополнялись
горницей. Планировка жилой части была
в основном среднерусского типа: печь
располагалась у двери в одном из углов,
устьем была обращена к окнам передней
стены, по диагонали от печи располагался
передний угол. Вдоль стен набивались
широкие лавки, лавка сбоку от входной
двери завершалась вертикальной доской
с верхом, вырезанным в виде конской
головы. У мокши в простенке между печью
и задней стеной устраивался широкий
дощатый настил. Под потолком делали
полати для спанья, рядом с печью стоял
шкаф-ларь для посуды, на стене у печи
подвешивалась для хранения ложек
ложкарница, сделанная из прутьев, лыка,
бересты или дерева. Для мокши был
характерен открытый двор, для эрзи –
закрытый, иногда двухэтажный. В состав
жилищно-хозяйственного комплекса
входили сараи, хлев, конюшня, баня с
печью-каменкой и другие постройки, а
также полуземлянка из двух помещений,
в которой хранили особо ценное имущество,
в частности зерно и одежду, летом здесь
спали. На улице напротив дома ставился
виход – погреб с наземной надстройкой.
Пища.
Традиционная пища состояла в основном
из продуктов земледелия – кислый хлеб,
который выпекался в вытопленной печи,
жидкие каши из проса, чечевицы, гороха,
заправленные конопляным маслом, толстые
пшенные блины, пироги с различной
начинкой. Жидкие блюда готовились на
мясном или грибном бульоне с добавлением
квашеной капусты, круп, летом ели окрошку,
сделанную на основе кислого кваса.
Значительное место в питании занимали
овощи, а также продукты собирательства.
Мясо потребляли в вареном виде, его
готовили впрок, засаливая или подвергая
копчению, использовали при изготовлении
пельменей. В пищу шло молоко и молочные
продукты, особенно творог. Безалкогольными
напитками были квас, кислое молоко,
березовый сок, хмельными – пуре на
основе меда и поза из ржаной муки или
сахарной свеклы. Немало было обрядовых
блюд: каша на родинах, свадебный
пирог-лукш, «хлеб здоровья», который
брали сваты, идя в дом девушки и др.
Социальная
организация.
Для мордвы вплоть до нач.20 в. были
характерны большие патриархальные
семьи численностью 30-40 человек, затем
преобладающими становятся малые семьи.
До распространения христианства
существовало многоженство. Важную
роль в жизни мордовского села играла
территориальная община, которая на
основе обычного права регулировала
многие стороны экономической, общественной
и культурно-бытовой жизни. Долгое время
сохранялась родовая организация. Род
состоял из патриархальных семей, во
главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом,
атя - старик), родом руководил покштян
(покш – большой, атя - старик). Каждые
род имел свое кладбище, священную рощу,
где производились моления, знак
собственности – тавро.
Духовная
культура и традиционные верования.
Для брачных отношений мордвы было
характерно возрастное неравенство,
девушку выдавали замуж за парня на 10-15
лет моложе ее. В свадебной обрядности
существовал обычай умыкания невесты,
обычно по взаимному согласию семей.
Свадьба сопровождалась многочисленными
обрядами, например раздачей хлеба
матерью жениха родственникам невесты
перед отъездом ее из дома. В семейных
отношениях существовал обычай избегания
замужней женщиной родителей мужа и
брата матери. Похороны производились
по христианскому обряду, но с включением
в него языческих черт, в частности,
помещением в гроб различных предметов
бытового назначения: мужчине – хлеба,
ножа, кочедыка для плетения лаптей,
женщине – холста, иголки с нитками,
веретена. Разнообразны были
производственные и календарные обряды.
Так, перед весенним севом совершалось
«моление плуга» с многочисленными
обрядовыми действиями и ритуальной
трапезой. Во время эпизоотий производилось
«опахивание» - женщины впрягались в
соху и с заклинаниями проводили полосу
вокруг деревни, которой придавалось
защитное значение.
Для дохристианских
верований мордвы характерен политеизм.
Божества были женские (ава): Вирь-ава –
божество леса, Ведь-ава – божество воды,
Тол-ава – божество огня, Кудо-ава –
божество дома и мужские (атя), они
считались мужьями женщин-богинь –
Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный
бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались
моления богам, во время них приносились
жертвы. Моления устраивались также в
начале важных хозяйственных работ -
выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря
на раннюю христианизацию мордвы многие
традиционные верования до сих пор
сохраняются.
Музыкальное творчество
нашло выражение в обрядовых и необрядовых
песнях, индивидуальных и хоровых. Среди
музыкальных инструментов можно отметить
нюди – типа кларнета из двух скрепленных
по бокам тростниковых трубок, фам/пувама
– волынка из разного количества трубок,
воздушный резервуар которых делался
из шкур или пузырей различных животных.