Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное
искусство мордвы имеет древнюю историю
и тесно связано с хозяйственными
занятиями этого одного из наиболее
древних и чрезвычайно интересных народов
России. Его богатые традиции
материально-бытовой культуры позволяют
и ныне питать творчество молодых мастеров
декоративно-прикладного искусства.
Заметно
оживился интерес к декоративно-прикладному
наследию мордвы в последние годы. Заметно
усилился интерес к культурному наследию,
и в частности, прикладному творчеству.
Иностранные гости из Венгрии, Финляндии,
других стран в восторге от творчества
мастеров из Подлесной Тавлы. Начатое
здесь замечательным самородком Н.И.
Мастиным дело принесло замечательные
плоды, известные теперь во многих
странах. И
еще одного самородка, воспевающего
красоту народных традиций в
декоративно-прикладном творчестве,
открыли национально-культурные события
последних лет. Это В.И. Колмыков директор
художественной школы Рузаевки, внесший
замечательный вклад в изучение глиняной
игрушки мордвы и других народов России.
В
последние годы большой вклад в
популяризацию традиционной
декоративно-прикладной культуры мордвы
вносит музей мордовской культуры
(директор Т.П. Прокина) где традиционными
стали тематические экспозиции, а также
коллективные и индивидуальные выставки
мастеров. Оригинальность
культурно-языковой структуры мордовского
этноса заключается в субэтническом
построении и ее языковой бинарности,
что существенным образом отражалось и
на декоративно-прикладном искусстве.
Эта особенность проявлялась в
промыслово-хозяйственной деятельности
народа и его духовной культуре.
Традиционные
промыслы, одним из источников которых
являлось декоративно-прикладное
искусство, позволяли создавать не только
предметы утилитарного назначения, но
и предметы, воспитывающие людей на
лучших народных традициях резьбы по
дереву, плетения из коры и лозы, лепки
из глины. Это были предметы детской
забавы: катающиеся, двигающиеся, свистящие
и музыкальные игрушки не признающие
яркой окраски. Предметы детской забавы
через игру способствовали выработке у
детей этно-эстетической приверженности
к национальным традициям
декоративно-прикладного искусства. Особенно
плодотворной для восприятия
декоративно-прикладных традиций была
лесная зона, где, соответственно и
развивались промыслы, связанные с
обработкой дерева. Это выражалось в
предметах быта, внутреннего и внешнего
убранства жилища мордвы. В том числе
наличников, фронта, конька крыши,
устройства дворовых и хозяйственных
построек.
Человеку
свойственно стремление раскрыть себя
в разных сферах деятельности. Оно дает
ощущение разнообразия жизни, пробуждает
к ней интерес, вносит в нее одухотворенность.
Через промысловую деятельность крестьяне
зачастую приобщались к искусству.
Природа будила воображение, обогащала
наблюдениями, оттачивала чувство
красоты. На образном соответствии
«природного» и человеческого формировались
народные символы, отражавшие коллективные
представления о мире, переживания
главных событий в жизни и труде человека,
то есть выстраивается своего рода
цепочка в системе человек — природа —
культура.
Принято
считать, что промыслы внеэтничны,
следовательно, не являются составляющей
этносов и этнических образований. В
этих суждениях есть определенная логика,
но она более характерна для экономических
взаимоотношений участвующих в промыслах
лиц. По нашему же мнению промыслы являются
составной частью системы жизнеобеспечения
этноса, выражающегося в его воспроизводстве
и саморегуляции через предметы и вещи
хозяйственного и бытового назначения.
Промыслы играли важную роль в развитии
основы крестьянского хозяйства—земледелия,
и занимали особую нишу в этнохозяйственном
укладе крестьян Мордовии.
Промысловая
деятельность по-разному сказывалась
на составляющих материальной культуры
и семейного быта. Продукция кустарных
промыслов в большей степени воздействовала
на материально-бытовую культуру,
отходничество во многом влияло на
структуру и функции членов семьи. Это
касается не только конкретного
промысловика—носителя этнических
черт, но и его продукции как одной из
форм этнического воспроизводства,
выражающегося в предметах материально-бытового
назначения. Это были, так сказать,
овеществленные этнические символы.
Использовавшаяся в них символика
отличалась своеобразием подачи и
размещения этнических элементов.
Этническая символика, прежде всего,
была связана с желанием, сделать предмет
более привлекательным. Привлекательность
продукции, во-первых, выражалась в ее
художественной ценности; во-вторых, в
ее конкурентоспособности. Именно это
заставляло мастеров-промысловиков
переносить на предметы, предназначенные
для реализации, все из бытового окружения,
способное выделить данную продукцию.
Зачастую мастер-промысловик, стремясь
творчески развить этнические мотивы,
вносил новые черты в культуру этноса.
Важно отметить и тот момент, что
мастер-промысловик, ориентируясь на
инонациональный рынок, стремился
использовать близкие рынку этнические
традиции в видовом оформлении промысловой
продукции.
Источники:
Мордва.
Очерки по истории, этнографии и культуре
мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П.
Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др.
– Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.
|