Бъславак тинь Шкайсь

 



Воскресенье
17.12.2017
16:53
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую ВасГость
RSS
 

Мазы мокшень мастор 


ПОЮВЕЛЕ
САЙТ СЕЛА ПАЁВО

Главная Регистрация Вход
Прядение и вышивка »
ШУМБРАТАДА, КЕЛЬГОМА ЯЛГАТ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПАЁВО!

Меню сайта

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Что Вам особенно нравится в мокшанской культуре?
Всего ответов: 118
Слушайте радио
Радио Онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный счетчик и часы для сайта
Прядение

     

  Из различных бытовых предметов продукции промысловой деятельности наиболее яркими носителями этнической символики являлись донца прялок. Особой эстетичностью и этническим русским колоритом выделялись донца прялок нижегородского Поволжья. Совсем не случайно они имеются во многих крупнейших музеях России и Европы, в том числе Русском музее (в Санкт-Петербурге) и Государственном историческом музее в Москве. Территория Мордовии, примыкавшая к выдающимся очагам традиционных художественных промыслов нижегородчины — ярких символов богатейшей русской материальной и духовной культуры, безусловно, ощущала их благотворное влияние. Большинство из отмеченных в Мордовии образцов донцев прялок несут на себе символы русской бытовой культуры. В то же время в музейных и частных коллекциях обнаружены донца прялок с мордовской этнической символикой. В частности, в этнокультурном центре мокшанского села Старая Теризморга имеется донце с яркой мокшанской символикой в виде многоярусного комплекса традиционного нагрудного бисерного украшения мокшанок, закрывавшего грудную часть от плеч до пояса. Частые бисерные снизки были представлены в виде небольших ромбиков на части плоскости донца. Само же донце обозначает женскую фигуру.

Вышивка

     

    В рабочем режиме сохранилось у нас еще одно направление декоративно-прикладного творчества мордовского народа - вышивка и изготовление комплектов или отдельных элементов традиционной женской одежды. Это в мокшанском селе Старая Теризморга Старошайговского района. Отсюда во многие страны мира, в уголки России уходят замечательные творения местных мастериц прикладного искусства. Праздничная традиционная мордовская одежда, изготавливаемая зимними вечерами, не только передавалась по наследству, но изредка отдельные ее элементы (особенно «пулай», «пулокаркс», головные уборы «панго», «сорока», вязаные узорные чулки, лапти-семерички и т. д.) изготовлялись на заказ или на продажу. Зафиксированы случаи, когда такие элементы традиционной женской одежды передавались в качестве подарка через отходников в места проживания мордвы Заволжья.

    Предметом купли-продажи являлась традиционная одежда с элементами вышивки, выполненной как мордовскими, так и русскими мастерицами. Это были женские и мужские рубахи, пояса и кушаки, головные уборы и даже обувь. Так, в Краснослободске в базарные дни в качестве товара фигурировала праздничная кожаная обувь — коты. Это были ботинки на невысоком каблуке с вязаным верхом. Верх обычно вязался из хорошей цветной шерсти и нередко фигурно украшался сукном. В селе Сивинь Краснослободского уезда данный вид обуви надевался молодой на свадьбу и назывался венчарками. И еще один любопытный факт в начале XX в. в Карсунском уезде отмечено изготовление валенок, расшитых узорами. Вышивка также являлась предметом самостоятельной промысловой деятельности. Особым разнообразием выделялась мордовская вышивка. Богатство традиционной вышивки мордвы даже стало предметом исследования финского ученого А. Хейкеля, который сто лет назад издал на немецком языке свой труд и показал всему миру культуру одного из крупнейших финно-угорских народов через такой сложный элемент украшения одежды, как вышивка.

  Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая ее, мастерицы собирали и сохраняли многовековой опыт вышивальных традиций, отбирали лучшие орнаментальные мотивы. Для набоечного промысла (изготовление головных платков, полотенец и др. продукции) были характерны русские мотивы. Начиная от досок-шаблонов с крупным рельефом, похожим по характеру на глухую корабельную резьбу, кончая мотивами рисунков, где угадывались силуэты цветов, виноградных листьев, изображения пышногрудых петухов или графические узоры стеблей, побегов, прожилок, бликов, бордюров геометрического орнамента. По традициям ярмарочной культуры продукция набивного промысла включала надписи типа: «На память», «Кого люблю, тому дарю». Данные виды промысловой продукции были особенно популярны вплоть до 20—30-х годов XX в. у русского населения края.

Источники:

     Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.

Поиск по сайту

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Погода в Паёво




События сегодня, завтра
Праздники России 
Православные праздники

Будь в курсе
 

Отправить СМС

Категории раздела

Шичкин Игорь Алексеевич © ПоюВеле 2010-2014
Все права защищены. Копирование материалов возможно с обязательной ссылкой на сайт