Бъславак тинь Шкайсь

 



Среда
18.10.2017
12:03
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую ВасГость
RSS
 

Мазы мокшень мастор 


ПОЮВЕЛЕ
САЙТ СЕЛА ПАЁВО

Главная Регистрация Вход
Народная медицина - продолжение »
ШУМБРАТАДА, КЕЛЬГОМА ЯЛГАТ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПАЁВО!

Меню сайта

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Что Вам особенно нравится в мокшанской культуре?
Всего ответов: 116
Слушайте радио
Радио Онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный счетчик и часы для сайта

Народная медицина (продолжение)


   Лечение в бане было распространено у мордвы повсеместно. Основу его составляли действия, направленные на «выпаривание» болезни; вместе с тем оно имело вид магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств: воды, камней, веника. Вот как проводилось лечение детей: «Воду приносили из трех источников, веник готовился из трёх берез (для девочки), дубов (для мальчика), камни собирали из трёх бань. Прежде чем начать лечение, знахарка готовила воду для пара. Для этого в ёмкость с водой опускали принесенные камни, предварительно их накалив и прочитав над ними молитву. Затем она поднимала на полати ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру повторяли три раза, меняя веники. После совершения обряда, баню тщательно закрывали, чтобы болезнь не вернулась к ребенку».
   Кроме бани, для лечения мордовский народ использовал и печь. Вот как описывается такое лечение в
Самарском уезде: «Лечение проводили при худосочии детей (по народному «собачья старость»). Для этого ребенка сажали на деревянную лопату и совали в печь, как только из нее вынут хлеб. Одна женщина с улицы спрашивала в окно ту, которая держит лопату: «Что перепекаешь?» — «Собачью старость». — «Перепекай лучше, чтобы её не было!». Разговор повторялся три раза, и три раза сажали ребенка в печь».
   В некоторых мордовских селах, в безлесных районах, лечились в печи и взрослые. Для этого ее слегка топили соломой или щепой, выгребали золу, внутрь стелили солому и брызгали на стены для образования пара. Пропаривались, сидя на соломе в жаркой печи.
«Если простудишься, то после печного пара хлебнёшь чаю с малиной или медом, болезнь как рукой снимет», — говорили в народе. Такими процедурами достигалось рассасывающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось влияние теплом.

   Мордва при лечении некоторых болезней использовала веру в могущество природы — приходила к одиноко растущим деревьям и проводила около них моления.

По книгам  Ж. Маржерет "Состояние Российской Империи
и Великого Княжества Московии" (1610),  "Зубова Поляна",
 энциклопедия "Мордовия"  и материалам  Л. Никоновой


Поиск по сайту

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Погода в Паёво




События сегодня, завтра
Праздники России 
Православные праздники

Будь в курсе
 

Отправить СМС

Категории раздела

Шичкин Игорь Алексеевич © ПоюВеле 2010-2014
Все права защищены. Копирование материалов возможно с обязательной ссылкой на сайт