Бъславак тинь Шкайсь

 



Четверг
27.04.2017
23:43
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую ВасГость
RSS
 

Мазы мокшень мастор 


ПОЮВЕЛЕ
САЙТ СЕЛА ПАЁВО

Главная Регистрация Вход
МОКШАНСКИЙ НАРЯД-ЩАМПТ »
ШУМБРАТАДА, КЕЛЬГОМА ЯЛГАТ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПАЁВО!

Меню сайта

Форма входа
Мини-чат
Наш опрос
Что Вам особенно нравится в мокшанской культуре?
Всего ответов: 115
Слушайте радио
Радио Онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный счетчик и часы для сайта

                              МОКШАНСКИЙ НАРЯД (ЩАМПТ)

                                

                                                        Мокшанские бабушки в национальных нарядах


  Народный костюм сложился в глубокой древ­ности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, род заня­тий, контакты с соседними народами — все это находило отражение в ее составе и оформл
ении.

  Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включает нательную и верхнюю легкую одежду, набор межсезонной и зимней одежды. Составн
ой частью в костюм входили раз­нообразные съемные детали и украшения.
Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изго­товленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству.
  Мордовский народный костюм сохранил мно­ги
е самобытные и архаичные черты в своем обли­ке. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и на­бедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму де­талей. В узорах мордовских вышивок прослежива­ется символика, восходящая к древним веровани­ям народа.
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе:

  Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой — "далматиков" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".



Костюм женщины-мокшанки

 

   Народные костюмы мокши достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.
  Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.



    Мокшанский мужской костюм

  Основной частью женского костюма у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, ко­торые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюльгам в ансамбле с разнообразными по форме и отделке ожерель­ями, гайтанами, нагрудниками. Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся на груди, оплечье, по рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Возможно, некогда многочисленные не­сшитые детали и породили многослойную структу­ру народного костюма. Многослойность национального мордовского костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. Если в детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, то в пору юношества показателем зрелости, совершен­нолетия для мокшанских девушек было одевание нижней набедренной детали, портков «понкст».


Элементы мордовского национального наряда

   Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Мокшанские головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних  женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший  из короткого полотенца с узорными концами. 
   Особые перемены в отделке и составе деталей
костюма происходили в брачный период. Девушка на выданье носила по праздникам
особенно наряд­ный головной убор, включавший обилие лент, цве­тов, нашивок из бисера, бус, перьев, мишуры и пр. В замужестве молодая и в первый год после свадьбы девушка покрывала головной убор нарядными на­лобными лентами, либо украшала налобную часть его нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывая вышивку. После рождения первенца жен­щина снимала часть покрывающих деталей с го­ловного убора, а после 35—40 лет носила просто оформленный головной убор.


Головной убор

  О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широко­го нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также содержала определенную информацию, смысл ко­торой, к сожалению, почти утрачен.
  В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка. Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста — мушказ, балахон. У мокши традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан,
изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей.
  Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником. К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

     
Украшения

   Основным видом одежды из сукна и меха был сумань — род кафтана из домотканого сукна тёмного цвета. Кроме этих основных деталей костюма, он содержал множество других мелких деталей и украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов проживания мордвы. Одной из таких непременных деталей является, например, вышивка. Застёжка фибула с подвеской, женское нагрудное украшение. Состоит из собственно пряжки, имеющей форму плоской трапециевидной металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвески трапециевидной формы. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных  рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".
   Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.
   В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лаптикархьть — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Их оборачивали —  белыми и чёрными онучамипракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.
  Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды. Учитывая всё более стандартизирующуюся культуру в условиях глобализации приобщение молодёжи к этой части национальной культуры весьма актуально.
                                                                                                                                                                                            

По материалам                 

  Н.Мокшина, В.Балашова, Т.Прониной

Поиск по сайту

Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Погода в Паёво




События сегодня, завтра
Праздники России 
Православные праздники

Будь в курсе
 

Отправить СМС

Категории раздела

Шичкин Игорь Алексеевич © ПоюВеле 2010-2014
Все права защищены. Копирование материалов возможно с обязательной ссылкой на сайт